Аквабайк. Сезон стартовал

В этом году исполняется десять лет со дня проведения первых соревнований по гонкам на аквабайках на Дальнем востоке.

За это время значительно выросли не только профессиональные качества гонщиков, но и тех кто проводит и организует сами соревнования.

Начиная с 2007 года наши спортсмены являются постоянными участниками самых престижных гонок планеты, а этой осенью во Владивостоке состоится чемпионат мира, который будет проходить на территории пляжа одной из баз отдыха бухты Шамора и станет самым знаковым событием в истории водномоторного спорта России.

23 июня в Амурском заливе в бухте между мысами Фирсова и Грозный проходили соревнования в дисциплине кольцевые гонки.

Их организацией на территории Приморского края начиная с 2008 года занимается Федерация водномоторного спорта Приморского края, а сами соревнования проходят в двух технических классах: Runaboat и Ski Division.

Основные различия между двумя техническими классами заключаются в том, что гидроциклы класса Runaboat похожи на моторные лодки в миниатюре, а Ski Division особенно из далека, смахивает на самокат управление которым гонщик осуществляет в положении стоя.

Не вдаваясь в подробности, которые вы легко можете узнать и без меня, главное, что объединяет оба класса, это устройство движителя и управление.

В задней части аквабайка находится сопло из которого под большим давлением вырывается струя воды. Вот собственно она и заставляет двигаться по воде аквабайк.

Схож между собой и механизм их управления. Во время поворота руля двигается сопло из которого вырывается струя вода. Сопло в свою очередь может перемещаться как горизонтально, так и вертикально.

Все без исключения аквабайки оснащены чекой безопасности, которая соединена с зажиганием. От чеки тянется провод, который в свою очередь крепится к спасательному жилету или на кисть водителя. Если аквабайкер упадет с гидроцикла, чека выдернется, мотор заглохнет, а лодка пройдя по инерции некоторое расстояние остановится.

Внутри корпуса гидроцикла устанавливаются двух или четырёхтактные двигатели внутреннего сгорания. Некоторые модели имеют воздушные нагнетатели. В более ранних моделях охлаждение в основном осуществлялось за счёт забортной воды, однако современная мощная техника оснащена радиаторами охлаждения.

Длинна закольцованной трассы составляла 1200 метров, на ней присутствовали десять левых и шесть правых поворотов, которые обозначены неподвижными буями, красного и белого цвета. Во время движения по трассе гонщик должен следить за тем, какого цвета перед ним буй и делать соответствующие манёвры.

Буй красного цвета гонщик должен оставлять по левому борту от себя. В свою очередь буй белого цвета по правому борту.

Судьи бдительно следят за тем, что происходит на трассе и готовы в любой момент вмешаться в происходящее. Отслеживая положение гонщиков на трассе они внимательно следят за тем, чтобы никто из них не срезал трассу укоротив себе тем самым дистанцию.

Как правило, в кольцевых гонках это наиболее распространенное нарушение.

В пылу борьбы, особенно когда два или три спортсмена ежесекундно рискуя столкновением, идут по трассе вплотную к друг другу, легко потерять ориентацию в пространстве и совершить ошибку срезав часть дистанции или объехать буй не с той стороны с которой положено.

В случаях, когда судья видит, что гонщик нарушил правила прохождения трассы, он с помощью синего флага сигнализирует об этом нарушителю, который в свою очередь, заметив поданный ему сигнал обязан направится в сторону штрафного буя, который находится в некотором удалении от трассы.

Максимальная скорость на самом длинном прямом участке трассы составляла приблизительно 105 километров в час.

Это ещё не предел. На гладкой воде, да ещё, при попутном ветре скорость стандартного гидроцикла See Doo RXP X 260 может достигать и более высоких значений. Кстати, если уж я назвал марку аквабайка, то наверное есть смысл поговорить на эту тему чуть более подробно.

По мнению специалистов в настоящий момент See Doo RXP 260 X имеет самый совершенный корпус и лучшую эргономику места водителя. Модель 2012 года разработана с учётом последних исследований в области аэро и гидродинамики.

Короче, этот аквабайк задал новый уровень для спортивных гидроциклов и может сделать любого и каждого по настоящему лучшим гонщиком.

И, кстати, его главный конкурент на рынке, легендарная Кawasaki Ultra потребляет примерно на 20 процентов больше горючего и к тому же менее устойчива в поворотах на предельных режимах. Конечно, у Kawasaki есть свои плюсы и долгое время их корпуса и моторы считались эталоном, отличаясь в частности хорошей курсовой устойчивостью на волнах и мощностью.

Но время идёт и всё меняется. Прогресс не стоит на месте и похоже инженеры BRM всё-таки нашли свой собственный путь, который, не повторяя уже кем-то придуманных решений, позволил им, подняться на новый уровень и сделать, что-то новое и ранее невиданное.

Конечно, цыплят по осени считают. Но вероятно то, что сразу трое лидеров класса Runaboat Stock выбрали See Doo RXP Х 260 в качестве гоночной техники кое о чём, да говорит.

В этом сезоне класс Runaboat Stock будет самым наполненным и популярным среди гонщиков. В нём имеют право принимать участие исключительно стандартные гидроциклы, а это значит, что гонщики будут находится в более или менее равных условиях.

В первой гонке сезона класс Runaboat Stock собрал в своей таблице 11 участников. Среди которых было, в том числе и несколько дебютантов.

В течении дня гонщикам предстояло участвовать в трёх заездах. Каждый, из которых длился по пятнадцать минут. Победителем признавался тот, кто набирал наибольшее количество баллов по итогам всех заездов.

Как обычно главными фаворитами гонки считались Алексей Чернуха, Денис Беликов и Юрий Рябко. Менее явные шансы на успех имели Александр Шишов и Андрей Сайганов и наконец чёрной лошадкой этой гонки был дебютант класса Максим Голишев, который проявил себя с наилучшей стороны в классе Ski Division, но впервые должен был выйти на старт гонки больших лодок.

Старт заезда пожалуй один из самых захватывающих моментов всей гонки. Гидроциклы стоят бок о бок. Одно неверное движение рулём и всё может закончится не успев начаться.

Тот, кто выигрывает старт в 9 случаях из 10 придёт к финишу первым. Тем более, когда этот кто-то никто иной, а победитель чемпионата России по ралли-рейдам Алексей Чернуха. Старт, это его конёк, и думается мне, что в его программе тренировок отработка стартов занимает далеко не последнее место. Естественно ни кто специальной статистики никогда не вёл, но поверти мне на слово, за последние несколько лет он редко проигрывал кому либо борьбу на старте и тем более не собирался этого делать сейчас на глазах своего нового масленого спонсора.

Конфигурация трассы располагала тем, кто оказывался сразу впереди. Обогнать соперника стоило большого труда. Так, что выиграв старт Алексей Чернуха сразу же оказался в очень выгодном положении и не дал своим соперникам ни одного реального шанса для обгона.

После финиша во время интервью выяснилось, что победитель первого заезда участвует в гонке ещё не до конца оправившись от полученной им травмы.

Что ж тем ценнее его успех и тем больше уважение со стороны соперников.

Практически по тому же сценарию развивался и второй заезд. Чернуха снова впереди, словно в его гидроцикл вселился дух гонщика Спиди и ни кто из его соперников не может что-либо противопоставить раз за разом безошибочно выстреливающему со старта 37-му номеру.

Записав на свой счёт две подряд победы, он мог уже практически не волноваться за исход гонки. Ведь оба его основных соперника Денис Беликов и Юрий Рябко в прямом смысле пали жертвами не уступчивости круговых гонщиков и не набрали достаточного количества баллов, чтобы он их опасался.

Единственным кто на протяжении прошедших заездов стабильно финишировал рядом с Алексеем Чернухой был Александр Шишов, который не рискуя по чём зря проявлял чудеса хлоднокровия и последовательно шёл к тому, чтобы по итогам всей гонки быть, как минимум вторым.

Начало третьего заезда и мы снова видим, что Алексей Чернуха невероятно быстр на старте. Скорость его гидроцикла, а вместе с тем, и мастерство пилотирования поразительно высоки и красивы.

Между тем его третья победа за день во все не принесла ему того удовольствия что могла. После окончания заезда судьи соревнований отправились проверять лодку победителя на соответствие техническому регламенту. Команду Алексея Чернухи и раньше подозревали в нечестной игре, но ещё ни когда дело не доходило до вскрытия их техники. Естественно ни кто не ставит под сомнения водительские качества Алексея и добытые им победы всегда останутся с ним, но окончательно развеять любые сомнения могла только проверка его техники на соответствие регламента.

В классе Runabout Stock запрещены переделки деталей и агрегатов гидроциклов. По сути всё должно оставаться таким каким оно было при выходе с завода и по существу даже не большие изменения внесённые механиками могут сделать аквабайк вне закона.

После технического осмотра, который сопровождался весившим в воздухе почти осязаемым напряжением, проверяющие сделали вывод, что гидроцикл Алексея Чернухи имеет запрещённые регламентом доработки систем газаотвода и охлаждения.

Команда, без пяти минут победителя гонки, пыталась оспорить решение судей, ссылаясь на то, что внесённые ими изменения не имеют какого-либо веского значения, однако выслушав объяснения механиков Алексея Чернухи, судьи сделали иной вывод и вынесли решение не в их пользу.

Первый раунд в классе Runabout Stock завершился не в пользу его прошлогоднего чемпиона. Оставшемуся без единого балла Алексею Чернухе вероятно будет о чём поговорить со своей командой, а потом сделать так, чтобы ни кто и ни когда даже подумать не мог, что они не честно играют.

Обрисовав во всех подробностях перипетии борьбы в классе Runaboat Stock я едва не забыл о ещё четырёх технических классах. Два из которых относилась к аквабайкам класса Ski Division, один Runaboat 800 и Runaboat F1.

Что касается заездов в классах, где гонщики управляют аквабайками стоя, в них победы отпраздновали отец и сын Черных. В классе стандартах гидроциклов Ski Division Stock на первой позиции этап завершил Игорь Черных. В классе, где разрешены усовершенствования техники Ski Division F1 успех праздновал его младший сын Вадим. Кстати, в этом классе семья Черных оккупировала все три места на пьедестале. Рядом с Вадимом соответственно расположились его отец и старший брат Александр.

В классе Runaboat 800 который по вполне понятным причинам набирает минимальное количество участников победу завоевал Крупин Александр. Устаревшая техника уже не привлекает в этот класса новых гонщиков, и вероятно в недалёком будущем, этот класс аквабайков с двухтактными карбюраторными моторами окончательно станет анахронизмом и перестанет существовать.

Не очень понятны перспективы и класса Runaboat F1, в котором разрешены серьёзные доработки агрегатов и как следствие предполагающий значительные вложения средств.

Этот класс интересен в первую очередь тем командам, которые имеет желание и возможности заниматься тюнингом корпуса, мотора, электроники. Всё это очень интересно, но врядли стоит ждать появления большого количества команд способных выполнить целый комплекс сложнейших задач.

На первом этапе в этом классе было шесть лодок, что вполне не плохо, но всё ещё не достаточно, чтобы с уверенностью утверждать, что самый быстрый класс ждёт безоблачное будущее.

По ходу гонки одну победу на свой счёт записал Алексей Чернуха, который, как и многие из его соперников успевал выступать одновременно в двух классах, и два раза к финишу первым приходил Денис Беликов.

Именно он в итоге и набрал наибольшее количество баллов в гонке став победителем класса Runaboat F1.

Вполне весомые шансы на успех в F1 имел и Юрий Рябко. Но его команда явно переоценила мореходные качества корпуса, когда устанавливала турбонаддув на двигатель его гидроцикла.

Впрочем, судя по всему, эксперимент хоть и не удался, но полезную информацию для размышления его инженеру Сергею Хомику дал. Аквабайк оказался очень быстрым, но его манёвренность и стабильность имеет свой предел переходить который не стоит.

Результаты гонки:

Runabout Stock

1. Шишов Александр (#58) Владивосток
2. Беликов Денис  (#27) Владивосток
3. Рябко Юрий (#33) Владивосток
4. Голишев Максим (#23) Владивосток
5. Сигинур Евгений (#65) Артем
6. Сайганов Андрей (#57) Владивосток
7. Кульбабский Юрий (#51) Находка
8. Сучков Павел (#59) Владивосток
9. Слипченко Денис (#62) Владивосток
10. Швед Андрей (#64) Владивосток
Чернуха Алексей (#37) Владивосток-дисквалифицирован

Runabout F-1

1. Беликов Денис (#27) Владивосток
2. Чернуха Алексей (#37) Владивосток
3. Земнухов Евгений (#76) Владивосток
4. Золин Анатолий (#14) Владивосток
5. Кульбабский Иван (#5) Находка
6. Рябко Юрий (#33) Владивосток

Runabout 800

1. Крупин Александр (#90) Владивосток
2. Вилиновский Максим (#54) Владивосток
3. Комаров Павел (#58) Находка
4. Филимоненко Александр (#16) Владивосток
5. Михайлов Игорь (#12) Владивосток

Ski Division Stock

1. Черных Игорь (#77) Владивосток
2. Черных Александр (#2) Владивосток
3. Кордон Илья (#15) Владивосток
4. Жиленков Юрий (49) Артем
5. Сторожев Александр (#60) Арсеньев
6. Калячкин Евгений (#21) Арсеньев
7. Карпов Михаил (#32) Владивосток

Ski Division F-1

1. Черных Вадим (#3) Владивосток
2. Черных Игорь (#77) Владивосток
3. Черных Александр (#2) Владивосток
4. Калячкин Евгений (#21) Владивосток
5. Холоден Евгений (#8) Владивосток