Ралли «Беркут», IV этап Чемпионата ДВ, г. Владивосток, 09.09.2005

В прошлом году основная часть маршрута этой гонки пролегала по грунтовым дорогам между пос.Раздольное и пос.Краскино. Выбор этого направления был неслучаен, ведь организаторам ралли «Золотой Рог 2004» выступал холдинг «Беркут», чей вклад в экономику Хасанского района заметен любому, хоть раз побывавшему в этих краях. Однако в этом году участникам четвертого этапа чемпионата Дальнего Востока пришлось отказаться от хасанского направления. Эпидемия ящура и как следствие карантин закрыли раллийным экипажам путь на Краскино. Организаторам гонки пришлось в срочном порядке верстать новый маршрут: вносить изменения в документацию, переделывать маршрутные карты, в последний момент договариваться с местными властями и даже ремонтировать дороги. По этой же причине читатели нашего сайта не получили предстартовой информации.

В итоге общая дистанция спецучастков составила 150 километров. Половина из них проходила на остров Русский, который был в начале лета ареной для ралли «Восток». Оставшаяся часть дистанции пролегала по хорошо всем знакомым спецучасткам Черепаший, Жемчужина, ГРЭС (Артём) и Алексеевка (Раздольное).

10 сентября, остров Русский. 26 километров грунтовой дороги от пос. Экипажный до бухты Аякс и от бухты Аякс до Канала были хорошо знакомы участникам гонки, ведь здесь проходило ралли «Восток». Только теперь по сравнению с предыдущей гонкой протяжённость скоростных участков увеличилась на 20 километров, потому что вместо шести спецучастков теперь экипажам предстояло преодолеть восемь. Вместе с тем, в особенности на самом длинном СУ «Парис» дорожное покрытие, изрядно размытое дождями, стало жестче. Ухабов, промоин и каменистых россыпей стало заметно больше, а значит, от водителей требовалось максимум внимание. Сервисное обслуживание техники было разрешено лишь после окончания четырех спецучастков, а это более сорока километров. И если прокол одного колеса был исправим (экипаж мог воспользоваться запаской), то второй пробой уже становился катастрофой. В случае более серьезных проблем о высоком месте на финише речи и вовсе не шло.

Класс N4

Стартовало 10 экипажей. Финишировало 5 экипажей. Непосредственно перед стартом первого спецучастка заморосил дождь. Будь он пообильнее, и гонщикам неминуемо пришлось бы делать выбор между надежностью, что обеспечивал жесткий грунтовый тип покрышек, и управляемостью, присущей мягкому грязевому типу. Естественно, переобуваться в мягкую «резанку» никому не хотелось. Сорок километров каменистых дорог могли превратить покрышки в лохмотья. Так что, поступившись сцепными свойствами, лидеры ушли в гонку на резине, предназначенной для сухого грунта.

А. ГамаюновИ. ДуловДва начальных, пристрелочных спецучастка должны были прояснить пилотам состояние покрытия. Рисковать никто не хотел, и тем не менее без инцидентов не обошлось. На втором спецучастке «Парис» сошли Александр Гамаюнов и Андрей Мыльников. Первый не смог объехать торчащий из земли камень, что привело к повреждению маслоприемника, второй потеряв управление на выходе из поворота, ударился на приличной скорости о дерево, перевернувшись. В обоих случаях вслед за этим последовало продолжение: Subaru Гамаюнова загорелась, а штурмана Мыльникова, Евгения Манышева пришлось срочно эвакуировать в госпиталь. Роль скорой помощи взял на себя Илья Дулов. Его штурман Александр Дягилев освободил свое кресло, перебравшись в багажник машины, а Евгений Манышев, из-за травмы позвоночника лишенный возможности двигаться, находился в салоне их Импрезы. Вот так втроем они и добирались до финиша спецучастка «Парис»: Дулов и Манышев в салоне, а Дягилев, держась за то, что придется, – в багажнике.

Третий и четвертый спецучастки проходили по тем же дорогам, но уже в обратную сторону. Покрытие становилось все более скользким. Надежды на то, что камней станет меньше, не оправдались. Как оказалось, караван экипажей не столько очищал дорогу от камней, сколько, напротив, своими колесами выворачивал их из покрытия или во время срезок вытаскивал из кюветов.

М. НаумецВыиграв с небольшим отрывом от соперников первые два спецучастка, лидер зачета «N4» Максим Наумец полагал, что сможет удержать первую позицию, не прибегая к излишнему риску. Выбранные им промежуточные настройки подвески обеспечивали ему вполне уверенный контроль над машиной. Не учел он только одного: что после активации системы «антилаг», убирающей турбояму, мотор его Mitsubishi Lancer стал гораздо прожорливее. Заправляя машину горючим, в команде Max Motorsport исходили из того, что 30 литров бензина хватит на пятидесяти километровый прогон. Однако ввиду того, что испытательные тесты проводились не в полном объёме, расход топлива с активированной системой, известен не был. На старте четвертого спецучастка датчик бензобака в автомобиле Наумца показывал, что топливо подошло к концу. До сервисного парка оставалось шесть километров спецучастка, и Максим надеялся, что тех нескольких литров в бензобаке вполне хватит, чтобы закончить спецучасток. Все было нормально до тех пор, пока экипаж под №1 не доехал до левого поворота на спуске, в котором произошел отлив остатков бензина от насоса. Лишившись тяги, его машина вывалилась из поворота, а мотор почти перестал реагировать на акселератор, готовый вот-вот заглохнуть. Тем не менее, приспособившись к изменившемуся поведению мотора, Наумец добрался до финиша, уступив победителю спецучастка Алексею Новикову двенадцать секунд.

По итогам четырёх СУ в зачете «N4» по-прежнему лидировал Максим Наумец. Всего лишь две секунды ему уступал Егор Украинец из «Беркут- Александр ралли». В девяти секундах позади на третьей позиции расположился Алексей Новиков (БМТ «Приморье»), чья Subaru на фоне других машин смотрелась очень необычно. Высота подвески его автомобиля говорила о многом: высокий клиренс – лучшее средство от повреждений кузова автомобиля. Впрочем, вместе с тем высокий центр тяжести не лучшим образом сказывался на стабильности машины в быстрых поворотах, где Новиков, по всей видимости, проигрывал соперникам в скорости.

На дистанцию пятого спецучастка Evolution Наумца ушёл с проблемой в трансмиссии. По словам пилота MAX Motorsport на старте произошёл удар в коробке передач, затем появился характерный вой в трансмиссии и запах выгорающего масла. Закончив спецучасток и доехав до места старта шестого СУ, Максим решил выяснить причину проблемы и обнаружил, что все подкапотное пространство залито трансмиссионным маслом. Как выяснилось позже, в коробке передач из-за повышенных нагрузок вырвало посадочное место вторичного вала и через образовавшееся отверстие выкинуло масло. Продолжать гонку не было смысла. Вариант с заменой коробки передач не мог рассматриваться в принципе, ведь даже будь в техничке оставшейся на Канале запасной агрегат, на его замену ушло бы не меньше часа, а ведь сначала надо было преодолеть 36 километров трёх спецучастков.

Е. УкраинецПосле схода экипажа MAX Motorsport число претендентов на победу сократилось до двух. Егор Украинец принялся штамповать лучшие времена на СУ. Алексей Новиков сопротивляться новому фавориту не стал, оставаясь вполне довольным второй позицией. Шестой и седьмой спецучастки Украинец оставил за собой. На восьмом Новиков отыграл у лидера три секунды, но в общей сложности день закончил с отставанием в двадцать пять секунд.

На третьей позиции день закончил Геннадий Тен. На втором СУ «Парис» его Mitsubishi Lancer лишился переднего левого колеса, которое просто-напросто сорвалось со ступицы. Казалось бы, на этом для экипажа команды «УТПК ралли» всё и закончится, но уссуриец не собирался сдаваться, аппелируя к судье, что, мол, причиной поломки стал ехавший с ним в попутном направлении грузовик. По словам Тена, во время его обгона ему пришлось выезжать на обочину, что и стало причиной отрыва колеса. В итоге судьи вынесли решение, списав со времени показанном на СУ «время поиска колеса в лесу», что позволило уссурийцу войти в тройку лидеров.

И. ДуловС четвёртым временем первый день закончил Сергей Заикин. Совершив несколько типичных для новичка ошибок утром он уже к обеду прислушался к советам команды и перестав «нестись на ушах» в дальнейшем показывал ровную, и стабильную езду. Александр Новиков, определив для себя границу разумного риска, провёл день без приключений рассчитывая скорее на ошибки соперников не желе на собственную скорость. Его пятая позиция полностью отображала тот не торопливый темп, которого он придерживался во время гонки. На шестом месте день закончил Илья Дулов. На седьмом СУ «Парис» его Subaru в ходовом повороте зацепила задним колесом обочину и перевернулась на крышу. Илье крупно повезло: грунт оказался мягким, деревьев поблизости не было, так что всё обошлось шестью минутами, потерянными на вызволении машины и разбитым дверным стеклом.

В конце первого дня на острове Русском командам давался час для приведения своих автомобилей в чувство. Ночь машины проводили в закрытом парке, расположенном на пароме, где доступ к ним был запрещен. Понятно, что ни о каком глубоком осмотре и ремонте машин в столь сжатые сроки речь не велась. Но таковы правила и с ними не поспоришь.

А. Новиков11 сентября. Пригород Артёма и Раздольного. Второй день ралли жаркой борьбы не обещал. В планах Алексей Новиков было удержать вторую позицию. Егор Украинец в свою очередь, был готов зорко контролировать едущего позади соперника. Единственное, что он не смог предусмотреть, это поломку привода колеса на собственной машине. На первом спецучастке «Черепаха» его Subaru неожиданно для водителя потеряла курсовую устойчивость, развернувшись вокруг своей оси. В первую секунду Егор предположил поломку сцепления, но придя в себя, понял- причина в переднем приводе.

Сход основного соперника открыл для Новиков путь к победе, так что оставшиеся спецучастки он доезжал осторожно, почти на цыпочках. Геннадий Тен больше жизни был рад второму месту. Сергей Заикин впервые финишировал для себя на столь высоком третьем месте, понимая, что если бы не та странная история с колесом, быть бы вторым ему, а не Тену.

Победы на спецучастках

Первый день:
1-3СУ Наумец, 4СУ Алексей Новиков, 5СУ Наумец и Украинец, 6-7СУ Украинец, 8СУ Ал-й Новиков.

Второй день:

9СУ Ал-й Новиков, 10СУ Тен, 11СУ Заикин, 12СУ Ал-й Новиков, 13СУ Ал-й Новиков и Тен, 14СУ Ал-й Новиков, 15СУ Заикин, 16СУ Тен.

Общее количество побед на СУ:
Ал-й Новиков 6, Наумец 4, Тен 3, Украинец 3, Заикин 2.

Класс А6

Геннадий БуторинСтартовало 15 экипажей. Финишировало 8 экипажей.

После схода Андрея Ядова, случившегося с ним на втором СУ из-за поломки привода колеса, мало кто сомневался в неминуемой победе Геннадия Буторина. И хотя тому так же досталась своя доля неприятностей в виде прокола покрышки, на самом длинном втором спецучастке, он в дальнейшем без особого напряжения разделался с Александром Осиевским и Николаем Онищенко. Тем более, что один из лидер начальной стадии гонки Александр Кнорозов отдал первую позицию без боя, уложив свой Civic прямёхонько в кювет в том же месте где на ралли «Восток» это сделал Александр Гамаюнов.

Г. БуторинВо второй день, Буторин выиграл пять спецучастков из восьми, пробил два колеса и, положив в карман кругленькую сумму призовых, вышел на подиум с очень грустным видом. Немногим радостнее выглядел и Александр Осиевский, но с ним-то ясно: хабаровчанин редко проявляет эмоции, на людях, а вот Геннадию явно не на пользу шла заниженная самооценка, которую он сам себе выставил. Естественно, ему хотелось бороться с Ядовым от старта до финиша и победить в очной борьбе, но ралли – это гонки, в том числе и на выносливость машины, чего в действительности Ядову последние две гонки явно не хватает.

А. СижукТретьим на пьедестале почета стал Андрей Сижук из команды «Сигалс», для которого столь высокое место на финише стало вторым в его карьере. Не использовали шанс оказаться в очках: Михаил Садовничий, его во второй день подвела электрика и Николай Онищенко потерявший третью позицию после эффектной «крыше» на Жемчужине. Случившейся с ним по вине развалившейся ещё на Русском подвеске и собственной не осторожности.

Победы на спецучастках

Первый день ралли:
1СУ Буторин, 2СУ Осиевский, 3-5СУ Буторин, 6СУ Осиевский, 7-8СУ Буторин.

Второй день ралли:
9-10СУ Буторин, 11СУ Осиевский, 12СУ Буторин, 13СУ Осиевский, 14СУ Буторин, 15-16СУ Осиевский.

Общее количество побед на СУ:
Буторин 11, Осиевский 5.

Итог гонки

Двойная победа пилотов команды Бюро Международного Туризма «Приморье» стала отличным подарком к пятилетию коллектива. И хотя «туристам» в этом году не удастся отстоять командный кубок, принадлежавший им последние три года, успех под занавес сезона, должен подбодрить, приунывших было гонщиков команды.

В классе «N4» позиции лидеров не изменились. Первым в общем зачёте остаётся Максим Наумец, который за этап до окончания чемпионата практически становится не досягаем.

В классе «А6» общий зачёт возглавил его партнёр по команде MAX Motorsport Александр Осиевский. Решающая схватка за титул в классе А6 между ним и Андреем Ядовым из «Шэлдс» пройдёт в Хабаровске на последнем этапе чемпионата.

В зачёте команд по итогам четырёх этапов наибольшее количество очков у команды MAX Motorsport.